Регистрация
  • Доступ к архиву вебинаров и конференций
  • Пробный доступ к сервису Profi-Hunter для онлайн-тестирования персонала (автоматизируйте подбор и аттестацию)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Автоматизируйте подбор, аттестацию и обучение персонала с сервисом Profi-Hunter.
Close

Специфика и современные тенденции обучения взрослых

11 октября 2019
Вероника Кошкина, эксперт по управлению персоналом
Вероника Кошкина
Эксперт в области обучения и развития персонала, бизнес-консультант и тренер в «ИКЕА Рус», «Группа Черкизово», «VEKA Рус» и др. Кандидат психологических наук.
Написать автору
На данный момент образовательный рынок предоставляет огромные возможности для обучения взрослых. Обучение взрослых даже стали называть отдельным термином — «осознанное обучение», которое набирает все большие обороты, а те, кто не обучается в зрелом возрасте, оказываются чаще в меньшинстве.
Появилось большое количество учебных центров, интернет-площадок, создающих условия для обучения взрослого контингента.

В чем же принципиальная разница в подготовке, организации и проведении обучения для взрослых?
Обучение персонала

Время

Этот удивительный «мир взрослых»: все спешат, никто ничего не успевает, режим многозадачности прослеживается во всех сферах деятельности. Обучение тоже, как правило, должно удачно сочетаться с плотным рабочим графиком учащегося. Именно поэтому, взрослой группе очень важен тайминг учебного мероприятия.

Это не важно, что, скорее всего, за увлеченностью процессом, они не заметят его, но при первоначальном выборе, он важен.

Также важна динамика: в материале, в активностях, в диалогах и монологах. В тренинге должен быть ритм.

Раньше я предполагала, что ритм важнее подросткам, которые не могут «сидеть на месте», но сейчас скажу: «взрослые — еще более динамичны». Именно поэтому, готовя программу обучения, необходимо четко продумать тайминг и динамику, а в процессе проведения держать этот темп от начала и до конца.

Манипуляция, управление и доминирование

Чему часто рады дети и подростки в ходе обучения? Конечно, тому, что вы ведете некий увлеченный монолог, донося учебный материал, а они в этот момент спокойно могут быть заняты своими мыслями и увлечениями. У них нет потребности доминировать в этой ситуации, перетягивать «одеяло на себя» и управлять процессом. Они довольно часто готовы быть пассивными наблюдателями.

Обучение взрослой группы в корне другое. Большинство участников не хотят быть просто пассивными наблюдателями, они хотят влиять на процесс, хотят где-то управлять им и даже манипулировать. Поэтому тренеру очень важно понимать, что происходит с группой, каким образом строится диалог или обсуждение, держать основной курс, который был намечен ранее, при подготовке к тренингу.

Опыт, эксперты и субъективизм

Взрослая аудитория на то и взрослая, что имеет определённый «жизненный багаж» и опыт, который позволяет делать самостоятельные выводы и принимать самостоятельные решения. Об этом нельзя забывать ни на минуту. Я никогда не пытаюсь занять тотально позицию «сверху» на тренинге, это должна быть только партнерская позиция, позиция обмена опытом, рассуждений и равного диалога, и только, когда сама группа просит и готова к вашей экспертной позиции, вы можете смело ее занять. Большинство взрослых хотят учиться, но не хотят чтобы их учили, — парадокс, но это чистая правда. Поэтому, тренеру стоит более аккуратно подходить к оценке опыта участников, к оценочным характеристикам и вообще доминированию.

Компетентность

Мне кажется, что данный фактор не нуждается в долгом объяснении. Важно понять, что если вы не эксперт и практик в этой теме, а лучше бы я поменяла местами, практик-эксперт, то вам будет, «мягко говоря», не по себе со взрослой аудиторией. Именно поэтому, старайтесь концентрироваться на 2−3 темах, в которых вы в первую очередь практик, а уже после тренер. Бойтесь позиции «тренер — всезнайка». Взрослая аудитория некомпетентность не прощает.
Компетентность тренера по обучению персонала

Непринятие идеальных форм или «а, как же, все же, на практике…»

Для взрослой группы, как показывает практика, важно не передать идеальную модель, к чему стоит идти (кстати, я часто вижу подобного рода «идеальные тренинги»), а то, как бывает в жизни, и, как это применить, или, как это работает в реальной практической жизни. Очень важно дать именно этот ответ, показать не двадцать инструментов, а всего один, но реально работающий на практике, тогда аудитория точно будет довольна тренингом.

Пролонгированный эффект

Для взрослой аудитории очень важно показать, а желательно помочь, сделать совместно условия для дальнейшей тренировки навыков и возможности их совершенствования. Поэтому, для взрослой аудитории, очень важны посттренинговые мероприятия. Кстати сказать, взрослые делают домашние задания гораздо более усердно, вдумчиво, честно и с большим удовольствием, нежели, например, школьники или подростки.

Дополнительное информационное поле тренинга

И еще, очень важно чтобы вы, как тренер, были полноценной, развитой во многих плоскостях, личностью. Так как часто в ходе тренинга могут возникать вопросы, ситуации и кейсы, которые создают дополнительное информационное поле тренинга и вам, как тренеру, нужно быть к этому готовым. Взрослые любят задавать вопросы…

Игра

Играть любят и взрослые и дети. Только вот, возможностей играть у детей много, а вот у взрослых мало. Именно поэтому, на тренинге, игровые формы пользуются большой популярностью. Это, пожалуй, одна из немногих ситуаций, когда можно поиграть и при этом не выглядеть смешно и нелепо, ведь ответственность за происходящее за тренером. Это же он придумал играть в эту очень смешную, нелепою, детскую игру.
Все вышеперечисленные факторы важно учитывать бизнес-тренеру при подготовке и разработке учебной программы для взрослой аудитории.

Следите за новыми материалами

Читайте также